Статья Галины Габриэль, кандидата искусствоведения

В насыщенном ювелирном пространстве Санкт-Петербурга творческий тандем Натальи и Татьяны Тарасовых сегодня уверенно занял свою нишу. В ювелирном деле они уже несколько десятилетий и за это время сформировались характерные для их работ художественные приемы, обозначились приоритеты в выборе материалов и технологий, оформилось собственное видение взаимосвязи украшения с пространством и человеком. Эти концепции прослеживаются как в авторских композициях, так и в тиражных работах для фирмы «Невский -Т» – являющейся их семейным ювелирным бизнесом.

Авторские работы Натальи и Татьяны впервые появились на выставках в конце девяностых. Именно в эту сложную и бурную «постперестроечную» эпоху в петербургское ювелирное искусство влилась новая волна молодых художников. С одной стороны им было легче, чем старшему поколению – они получили возможность работать с исконными драгоценными материалами, с другой – их полностью лишили какой-либо поддержки государства, Союза художников. Из старшего поколения в ювелирном сообществе осталось тогда немного мастеров и «свежая кровь» молодых оказалась как нельзя кстати. Именно они продолжили развитие авторского ювелирного искусства в Санкт-Петербурге, начали формировать в нем новые концепции. Тарасовы были среди тех, кто активно участвовал в этом процессе, их произведения становятся заметным явлением на выставках и конкурсах тех лет.

Уже в ранних работах Натальи и Татьяны прослеживается увлечение самыми разными темами, идеями, пластами художественной культуры. Но все это органично переплавляется в их творчестве, становится основой концепции работы, ее архитектонического и образного решения, где доминирует структурированная «формула» того или иного явления. Интерес к искусству авангарда ощущается в тяготении к конструктивному лаконизму, чувстве ритмических соотношений формы и деталей, чистоте технических приемов в создании образа вещи, наконец, в смелых сопряжениях – «украшение-человек». В каких-то вещах прослеживается интерпретация идей поп-арта, кинетического искусства, осмысление традиционной этники. И уже в ранних работах отчетливо прозвучал один из основополагающих принципов их творчества – игровое начало, пожалуй, доминирующий фактор авторского ювелирного искусства последних десятилетий. Тарасовы любят играть с идеями, формами, материалами различных эпох и регионов, и эти игры могут быть вполне серьезными или ироничными. При этом смысловая нагрузка в их работах, как правило, сбалансирована с конкретной утилитарностью вещи, даже если она выходит за пределы привычных размеров и форм. Достаточно вспомнить такие вещи раннего периода как масштабное «Кольцо-браслет «Красный шут» в виде головы клоуна в ярком шутовском колпаке, серьги «Маскарад», «Альмандины», «Бахчисарайский фонтан», где формальные решения, яркая цветовая палитра эмалей, блестящая россыпь фианитов отсылают к визуальной атрибутике цирка.

Элемент игры, несомненно, есть и в композиции «Иллюзион», где эффектно соединились выверенная геометрия формы браслетов, будто вырезанных из металлической пластины единым движением руки художника, и визуальный ритм декора на поверхности металла. Замечательное чувство формы продемонстрировано Тарасовыми и в серьгах «Изовеллы», «сплетенных» из металлических нитей и потому не оставляющих ощущения тяжести массивного объема. Гипертрофированные в размерах кольца «Отражение», «Фазы Луны», «Черная Роза» оказываются настолько органичными на руке, что последние сомнения по поводу их преувеличенных объемов исчезают, а сами работы создают ощутимое персональное пространство вокруг человека. Стилистика этих украшений их технологическое воплощение точно соответствуют концепции вещи и выполнены на высочайшем уровне.

В ранних авторских работах Тарасовых преимущественно использованы традиционные серебро, эмали, натуральные или искусственные камни, дерево, но желание попробовать новые технологии и материалы даст толчок к созданию цикла экспериментальных работ из прессованной и специально обработанной бумаги. Одни из первых появились серьги «Without reveгse side» – брутально масштабные и одновременно изящно «выточенные» из плотного массива прессованной бумаги с тонко разработанной цветовой палитрой. Эта работа вызвала в свое время живую реакцию зрителей, критики и заслуженно получила ряд наград - I место на Международном Конкурсе «Образ и форма» и диплом Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. Затем появляются серьги «Волна», «Авангард», «Чита-Грита», кольца «For Form Plasticiti», «Птица» и другие работы, развивающие как пластические, так технологические возможности работы с прессованной бумагой. Эти вещи демонстрируют органичный сплав выразительных и лаконичных формальных решений с умением наполнить эту форму живописной эмоциональностью. В них, несомненно, есть авторское любование чистотой выверенных форм, их деликатной мягкостью, сложностью монохромных или, наоборот, контрастных цветовых сочетаний палитры прессованной бумаги. Совершенно блистательно использована технология прессованной бумаги и в одной из последних работ Тарасовых – серьгах «Африка», демонстрирующих впечатляющий художественный парафраз на тему традиционного африканского этнического искусства. Думается, заслуженно многие работы этого цикла были отмечены призами и дипломами самых престижных отечественных и зарубежных выставок, в том числе кольцо «For Form Plasticity» завоевало первое место на Конкурсе мирового дизайна International Jewellery Design Excellence Award в Гонконге.

Из последних по времени работ можно выделить серию украшений «Видение шамана», где художники попытались осмыслить и отразить в ювелирном произведении мир идей и представлений шаманизма. В основу всех вещей – массивных колец, подвеса – взят круг, повторяющий форму бубна – главного инструмента камланий шамана, отражающего квинтэссенцию сложных космогонических представлений шаманизма. Материалы – металл, кожа змеи, дерево, кость, и даже пластик, точно

работают на образ, несут определенную «нагрузку идей», демонстрируя не просто замечательное мастерство ювелиров, но и умение мыслить в материале, наделять его смысловыми категориями, рождая ощущение мощной энергии, скрытой под внешней оболочкой вещи. Не случайно и эти работы были по достоинству оценены критикой, получив награды Всероссийского конкурса ювелиров "Лучшие Украшения России" и Первую премию журнала VMODE MAGAZINE.

Работы Натальи и Татьяны Тарасовых последних лет убеждают, что они не растратили пыла прежних творческих исканий. Они продолжают экспериментировать с формой, материалами, овладевать новыми для них ювелирными приемами и техниками. Но к какой бы теме, материалу, технологии они не обратились, мы имеем дело с Мастерами высокой профессиональной культуры, яркой индивидуальности и артистизма художественного языка, где нашли отражение красота и многогранность окружающего мира, которые трансформировали в свои ювелирные произведения эти талантливые художники.